«Золотой век» по-шумерски, люди и боги на острове Тильмун. Энки — культурный герой шумеров и аккадов. — Мифы мира

Во главе шумерского пантеона стоит «верховная троица»:
Ану — бог неба. Он восседает на своем небесном троне где-то на седьмом небе, его так и называют — «небо Ану», и достаточно редко вмешивается в дела людей;
Энлиль — бог ветра. Грозный, карающий бог, который насылает на землю бури, потопы, часто приходит в раздражение и в гнев в отношении людей и не раз готов был их уничтожить;
Энки — бог мудрости, бог подземного пресноводного океана. Он покровитель мудрецам, ученым, писцам, его также любят рыбаки, хоть он и вождь пресноводного подземного океана, но также не чужд и обыкновенному океану, и первый рыбак человек по имени Адап, который чуть было не достиг бессмертия, был под покровительством Энки и именно с мифом об этом человеке связано очень редкое вмешательство в дела нашего мира бога Ану;
Нано — бог луны. Он выводит вперед бога солнца, по шумерским представлениям — луна важнее солнца, хотя мифов, связанных с Нано меньше, чем мифов о его отце — боге солнца Уту;
Инанна — сочетает в себе древнегреческую Афродиту и деметру, богиня любви и красоты и богиня плодородия. Практически у всех народов плодородие связано с любовью, но вместе с тем Инанна — сеятельница раздоров, из-за нее часто вспыхивали войны,более того, шумеры даже говорили о том, что война — это «пляска Инанны». Раз в году, в шумерских городах происходил священный ритуал — «священный брак», когда царь, который одновременно был у шумеров и верховным жрецом, входил в храм Инанны, и он должен был провести с жрицей, которая считалась в тот момент самой Инанной, ночь — хороший секс означал и хороший урожай. Для шумеров этот ритуал был очень и очень важным и они придавали очень большое значение этому празднику, этому ритуалу «священного брака»;

— под землей, в стране Кур, «стране без возврата», где обитают тени умерших, которые питаются сухой глиной и пылью, которые не видят света независимо от того кем они были — добрыми или злыми, там царит страшная Эрешкигаль, которую боятся даже боги. Вот как описывает её шумерский текст:

«У нее тело женщины, но несоразмерное, покрытое волосами, искривленная львиная морда, крылья и лапы хищной птицы. В обеих руках держит она по крупной змее и потрясает этими живыми дротиками, что без пощады жалят и отравляют врага. Ее дети — два львенка, которых она кормит собственным молоком. Она объезжает свое царство, но не верхом, а стоя или становясь на колени на спине лошади, налегая на нее всем телом. Иногда она отправляется на разведку сама по реке, текущей из мира живых; в таких случаях она плывет вместе со своим конем на волшебной ладье, движущейся без паруса и весел с носом наподобие птичьего клюва и кормой с головой быка. Ничто не ускользнет от нее; ничто не устоит перед ней; сами боги могут проникнуть в ее царство лишь под условием смерти, как обыкновенные люди, объявив себя верноподданными рабами ее».

Иллюстрация Г. Доре к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»

Наверное у всех народов есть представление о счастливом прошлом — о «золотом веке», когда люди жили в каком-то красивом замечательном саду, где земля сама плодоносила, где всего у них было вдоволь, где они могли свободно беседовать с божествами и ангелами.

Иллюстрация Г. Доре к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»

Вот Адам и Ева восседают, а ангел учит их, рассказывает об устройстве мира, о божественной мудрости, им очень хорошо в этом райском саду.

Лукас Кранах Старший «Адам и Ева в райском саду»

«Земной рай» — Эдем, который, кстати, по мнению многих, находился как раз в Шумере. На первом плане этой картины мы видим Адама и Еву, беседующих с богом, а на заднем плане — они едят яблоко — запретный плод и ангел изгоняет их из рая.

Иллюстрация Г. Доре к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»

Здесь мы видим Адама и Еву, которые, как вы только что узнали, наги. Они в отчаяни, они понимают, что обрели запретные знания и прежняя жизнь подходит концу, они еще до конца не осознали всех изменений, через которые им суждено пройти, но осознают, что прежней жизни уже не будет.

Иллюстрация Г. Доре к поэме Джона Мильтона «Потерянный рай»

Вот они изгнаны из рая, а на пороге стоит ангел (Керуб) с огненным мечом. Керуб — это создание шумеро-ассирийской мифологии и должен он выглядеть по-другому. У всех народов были легенды о «Золотом веке», о прошлом древнем царстве справедливости, счастье. Очень интересное представление о «Золотом веке» было у древних индусов,вообще их мифология, их представление о богах поражают своей грандиозностью. Хотя бы масштабы времени: один год у людей — это всего лишь день и ночь для богов, то есть боги живут в неком особом времени, а не только сверхмогущественные существа, но и время у них течет по особенному, но всего лишь один бога Брахмы — это 12000 божественных лет, ровно столько продолжается история нынешнего мира,в котором нам приходится жить, и делится она на 4 эпохи :

Krita Юга — это «Золотой век», длится 4000 лет Брахмы, когда корова закона стоит на четырех ногах, цвет хранителя миру Вишну — белый, когда в мире царит справедливость, земля сама плодоносит, когда мир гармонично устроен;

Трета Юга — «Серебряный век», который длится 3000 лет Брахмы, люди также очень хороши и справедливы, но уже какие-то сомнения, какое-то расстройство проникает в этот мир, люди больше думают о спасении, больше приносят жертв, но это не помогает им;
Двапара Юга — «Медный век», который длится 3000 божественных лет и соответственно в это время корова закона стоит на двух ногах, а цвет Вишну уже красный;
Кали Юга — «Железный век», в котором суждено жить и нам, он длится всего лишь 1000 божественных лет, в это время корова закона стоит на одной ноге, а цвет Вишну — черный. И когда этот век угаснет, огонь сожжёт нашу вселенную и наступит ночь Брахмы, которая будет продолжаться ровно столько сколько продолжался день Брахмы, то есть 12 тысяч божественных лет Брахма будет отдыхать, а потом создаст новый мир, ведь он младенец, для него наш мир — игра: утром он его создает, а вечером он погибает, и так будет продолжаться сто лет Брахмы. А что будет по истечении ста лет Брахмы неизвестно. То есть у индусов, как и у большинства народов, «Золотой век» был когда-то очень и очень давно.

Точно так же думали и древние греки, вот что пишет древнегреческий поэт Гесиод счастливым прошлому:

« Создали прежде всего поколенье людей золотое Вечноживущие боги, владельцы жилищ олимпийских, Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили. А умирали, как будто объятые сном. Недостаток Был им ни в чем не известен. Большой урожай и обильный Сами давали собой хлебодарные земли. Они же, Сколько хотелось, трудились, спокойно сбирая богатства. [Стад обладатели многих, любезные сердцу блаженных.] После того, как земля поколение это покрыла, В благостных демонов все превратились они наземельных Волей великого Зевса: людей на земле охраняют, [Зорко на правые наши дела и неправые смотрят. Тьмою туманной одевшись, обходят всю землю, давая] Людям богатство. Такая им царская почесть досталась. После того поколенье другое, уж много похуже, Из серебра сотворили великие боги Олимпа. Было не схоже оно с золотым ни обличьем, ни мыслью. Сотню годов возрастал человек неразумным ребенком, Дома близ матери доброй забавами детскими тешась. А наконец, возмужавши и зрелости полной достигнув, Жили лишь малое время, на беды себя обрекая Собственной глупостью: ибо от гордости дикой не в силах Были они воздержаться, бессмертным служить не желали, Не приносили и жертв на святых алтарях олимпийцам, Как по обычаю людям положено. Их под землею Зевс-громовержец сокрыл, негодуя, что почестей люди Не воздавали блаженным богам, на Олимпе живущим. После того, как земля поколенье и это покрыла, Дали им люди названье подземных смертных блаженных, Хоть и на месте втором, но в почете у смертных и эти. Третье родитель Кронид поколенье людей говорящих Медное создал, ни в чем с поколеньем не схожее с прежним. С копьями. Были те люди могучи и страшны. Любили Грозное дело Арея, насильщину. Хлеба не ели. Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться К ним не решался: великою силой они обладали, И необорные руки росли на плечах многомощных. Были из меди доспехи у них и из меди жилища, Медью работы свершали: никто о железе не ведал. Сила ужасная собственных рук принесла им погибель. Все низошли безыменно; и, как ни страшны они были, Черная смерть их взяла и лишила сияния солнца. После того, как земля поколенье и это покрыла, Снова еще поколенье, четвертое, создал Кронион На многодарной земле, справедливее прежних и лучше — Славных героев божественный род. Называют их люди Полубогами: они на земле обитали пред нами. Грозная их погубила война и ужасная битва. В Кадмовой области славной одни свою жизнь положили, Из-за Эдиповых стад подвизаясь у Фив семивратных; В Трое другие погибли, на черных судах переплывши Ради прекрасноволосой Елены чрез бездны морские. Многих в кровавых боях исполнение смерти покрыло; Прочих к границам земли перенес громовержец Кронион, Дав пропитание им и жилища отдельно от смертных. Сердцем ни дум, ни заботы не зная, они безмятежно Близ океанских пучин острова населяют блаженных. Трижды в году хлебодарная почва героям счастливым Сладостью равные меду плоды в изобилье приносит. Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться. Землю теперь населяют железные люди. Не будет Им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя, И от несчастий. Заботы тяжелые боги дадут им. [Все же ко всем этим бедам примешаны будут и блага. Зевс поколенье людей говорящих погубит и это После того, как на свет они станут рождаться седыми.] Дети — с отцами, с детьми — их отцы сговориться не смогут. Чуждыми станут товарищ товарищу, гостю — хозяин, Больше не будет меж братьев любви, как бывало когда-то. Старых родителей скоро совсем почитать перестанут; Будут их яро и зло поносить нечестивые дети Тяжкою бранью, не зная возмездья богов; не захочет Больше никто доставлять пропитанья родителям старым. Правду заменит кулак. Города подпадут разграбленью. И не возбудит ни в ком уваженья ни клятвохранитель, Ни справедливый, ни добрый. Скорей наглецу и злодею Станет почет воздаваться. Где сила, там будет и право. Стыд пропадет. Человеку хорошему люди худые Лживыми станут вредить показаньями, ложно кляняся. Следом за каждым из смертных бессчастных пойдет неотвязно Зависть злорадная и злоязычная, с ликом ужасным. Скорбно с широкодорожной земли на Олимп многоглавый, Крепко плащом белоснежным закутав прекрасное тело, К вечным богам вознесутся тогда, отлетевши от смертных, Совесть и Стыд. Лишь одни жесточайшие, тяжкие беды

Людям останутся в жизни. От зла избавленья не будет »

Так представляли себе хронологию древние греки.

У шумеров «Золотой век» был так же в прошлом. Когда люди жили с богами, когда в мире царила справедливость и когда людям помогал Энки, мудрый бог. Шумеры даже нашли точное место, где был этот «Золотой век». Часть людей, избранных богами поселилась на счастливом острове Тильмун, большинство ученых полагают, что это Бахрейн — небольшой остров-государство в Персидском заливе, рядом с Саудовской Аравией и с государством Катар.

Карта о. Бахрейн

Это маленький остров-государство, который и сейчас считается туристским раем. Говорят, что мост который построили шейхи, между континентом и этим островом, вовсе не принес жителям этого острова радость, потому что они привыкли к свободным туристическим нравам и не хотели, чтобы с континента к ним пришла суровая исламистская мораль Саудовского Королевства.

На острове Тильмун люди жили долго, не зная старости, женщины сохраняли красоту и свежесть до преклонных лет, мужчины оставались сильными и красивыми, девушки не знали месячных очищений, а женщины — родовых мук, не каркали вороны, хищные звери не трогали мирную лань, в мире царила гармония, справедливость и правил этим счастливым островом мудрый и справедливый Энки.

Бог Энки

Здесь мы видим его традиционное изображение, в шлеме-рыбе на голове. Шумерских богов ученые называют антропоморфными, то есть человекоподобными, связь с рыбой есть только в образе Энки.

Бог Энки создаёт первых людей

Люди, жившие на острове Тильмун, были избавлены от несовершенств, старости и болезней, они жили хорошо, гармонично, счастливо и долго. Но «Золотой век» должен был рано или поздно завершится. Завершение «Золотого века» связано с Энки, который почувствовал, что ему все можно и стал многие порядки нарушать.

Изображение бога Энки

Он встретил прекрасную девушку, богиню Нинхурсаг — богиню чистоты и красоты. Они поженились, Нинхурсаг родила ему очень красивую дочь, которая очень быстро выросла. Мать долгое время прятала свою дочь от своего сластолюбивого мужа, но он в конечном итоге встретился с ней и овладел ей. Нинхурсаг была очень этим недовольна, тем более что от этой кровосмесительной связи родилась еще одна красивая девушка — богиня ткачества Утту. С внучкой Энки проделал тоже, что и с дочерью. Нинхурсаг все это терпела, пока ее чаша терпения не переполнилась. Однажды, без мук, без усилий родила она 8 прекрасных дочерей, которых она превратила в 8 растений. Энки гулял по своему саду, по острову, увидел красивые растения, он не знал, что это его дочери, взял и все съел, когда не Нинхурсаг об этом узнала она пришла в страшный гнев и наслала на Энки проклятие и после этого скрылась так, что никто из богов не мог ее отыскать. Восемь проклятий превратились в восемь болезней, которые мучили Энки: его члены тряслись, у него изо рта текла кровь, он катался по земле. Ни боги ни люди не могли исцелить самого мудрого из богов, нужно было непременно найти Нинхурсаг. Среди боевых животных нашлось одно самое хитрое, как вы можете догадаться, это была лиса, которая сказала, что найдёт Нинхурсаг, если её наградят. Боги дали лисе награду и она привела Нинхурсаг. Та подошла к Энки, ее гнев уже прошёл, она увидела как её муж страдает, ей стало его жалко и она спросила что у него болит, но Энки от боли не мог даже говорить, он показал рукой на челюсть и Нинхурсаг тут же родила богиню челюсти, эта богиня прикоснулась к челюсти Энки и тот излечился. Затем он показал на бок и тогда Нинхурсаг тут же родила богиню ребра, ученые связывают миф о богине ребра с библейским сюжетом об Адаме и Еве, очень многие библейские сюжеты ранее возникли в Шумере. Таким образом Нинхурсаг родила восемь богинь, которые излечили Энки от всех его восьми болезней и он снова стал сильным и здоровым, но жить больше с людьми он не захотел. Люди покинули этот остров, расселись по свету. Это один из вариантов мифа, о том как мир был заполнен людьми. Человечество стало наполнять землю, а добрый Энки продолжал заботиться о человечестве: лечил, давал мудрые советы, научил людей рыть каналы и строить дамбы, чтобы укротить бурные реки Тигр и Евфрат, научил их строить из глины дома, шить одежду, научил знанию снов, то есть, благодаря Энки, люди смогли немного предсказывать будущее, естественно при помощи мудрых жрецов и под их чутким руководством. В общем Энки — это бог учитель, ученые называют таких вот древних учителей — культурными героями. То есть практически у всех народов есть такой миф «о культурном герое», который в древности научил людей уму-разуму, научил их всем наукам и искусствам, помог людям стать людьми.
В греческой мифологии такой культурный герой — это Прометей.

Прометей

Большинство людей думают, что заслуга Прометея в том, что он принес людям огонь, похитил его, и за это он был наказан Зевсом. На самом деле, Прометей сделал для людей гораздо больше, чем принес огонь, например, он изготовил людей.

Прометей изготавливает человеческий скелет

Смешав сухую глину с водой Прометей делал людей, кстати Энки тоже лепил людей из глины, так что это очень распространенный сюжет. Но и это не все… В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» рассказывается о том, что он сделал для людей и за что он страдает:

« Едва он на престоле сел родительском, Распределять меж божествами начал он Уделы, власти, почести: одним — одни, Другим — другие. Про людское горькое Забыл лишь племя. Выкорчевать с корнем род Людской замыслил, чтобы новый вырастить. Никто не заступился за несчастнейших. Один лишь я отважился! И смертных спас! И в ад они не рухнули, раздавлены. За это в болях содрогаюсь яростных, Их тошно видеть, а теперь — чудовищно! Я к людям милосердным был, но сам зато Не встретил милосердия.

Старшая Океанида
А большего не сделал, чем рассказывал?

Прометей
Да, я избавил смертных от предвиденья.

Старшая Океанида
От этой язвы исцеленье как нашел?

Прометей
В сердцах надежды поселил незрячие.

Старшая Океанида
Большое облегченье роду смертному.

Прометей
Еще не все! Я людям подарил огонь.

Старшая Океанида
Владеют однодневки знойным пламенем?

Прометей
Огонь искусствам всяческим научит их.

Старшая Океанида
И за вину такую Зевс казнит тебя?

Прометей Погнал на пытки. Неустанно мучает. Смотрели раньше люди и не видели, И слышали, не слыша. Словно тени снов Туманных, смутных, долгую и темную Влачили жизнь. Из кирпичей не строили Домов, согретых солнцем. И бревенчатых Не знали срубов. Врывшись в землю, в плесени Пещер без солнца, муравьи кишащие Ютились. Ни примет зимы остуженной Не знали, ни весны, цветами пахнущей, Ни лета плодоносного, И без толку Трудились. Звезд восходы показал я им И скрытые закаты. Изобрел для них Науку чисел, из наук важнейшую. Сложенью букв я научил их: вот она, Всепамять, нянька разуменья, матерь муз! Я первый твари буйные в ярмо запряг, Поработив сохе и вьюкам. Тяжести Сложил я с плеч людских невыносимые. Коней в телегу заложил, поводьями Играющих, — забава кошельков тугих. А кто другой измыслил льнянокрылые, Бегущие по морю корабельщиков Повозки? Столько хитростей и всяческих Художеств я для смертных изобрел, а сам Не знаю, как из петли болей вырваться. Послушай дальше, удивишься, столько я Искусств, сноровок и ремесел выдумал. Вот главные: болезни жгли тела людей, Они ж лекарств не знали, трав целительных, И мазей, и настоек. Чахли, таяли Без врачеванья. Я открыл им способы Смешенья снадобий уврачевающих, Чтоб злую ярость всех болезней отражать. Установил науку прорицания, Открыл природу сновидений, что считать В них вещей правдой. Темных слов значенье Раскрыл я людям и примет дорожных смысл. Пернатых, кривокогтых, хищных птиц полет Я объяснил, кого считать счастливыми, Кого — дурными. Птичьи все обычаи Растолковал, чем кормятся и любят как, И как враждуют, как роятся стаями. Я научил, какого вида черева Должны быть жертв, чтоб божество порадовать. Цвет селезенки, пятна пестрой печени. Огузок толстый и лопатку жирную Я сжег собственноручно и для смертных стал Учителем в искусстве трудном. С огненных Незрячих раньше знаков слепоту я снял. Все это так! А руды, в недрах скрытые, Железа, медь и серебро и золото! Кто скажет, что не я, а он добыл руду На пользу людям? Нет, никто не скажет так, Или бесстыдной похвальбой похвалится. А если кратким словом хочешь все обнять:

От Прометея у людей искусства все. »

В отличие от Прометея Энки все-таки бог, который не пойдет против других богов на муки, мятеж, он покладистый, компромиссный бог, он старался заступаться за людей, но когда видел, что уже ничего не поделаешь с решением других богов, то отступает, хотя иногда идёт на хитрости. Например, он перехитрил богов, когда те хотели утопить всех людей, он смог спасти человечество от полного уничтожения, кстати, Прометей сделал абсолютно тоже самое, он помог построить своему сыну Девкалиону корабль, на котором тот спасся во время потопа. По некоторым мифам Прометею помогала Афина.

Прометей, создающий человека (античный барельеф)

Вот здесь мы видим как Прометей из глины лепит людей, а Афина Паллада ему помогает, ведь по одному из мифов, именно Прометей помог Палладе родиться. Она родилась из головы Зевса, он проглотил в своё время мать Афины и потом мучился от очень сильной головной боли и толи Прометей, толи Гефест разрубил ему череп и Афина выскочила оттуда в полном вооружении. У Зевса голова очень быстро зажила, он же бессмертный. А Афина во многих мифах изображается дружественной Прометею, она ему помогала даже похитить огонь. И помогала Прометею учить людей, по некоторым мифам именно она научила людей ремеслам, ведь именно она богиня-покровительница ремесла. Искусству земледелия, которое у Эсхила приписывает себе Прометей, по другим мифам учила Деметра — богиня плодородия.

Мозаичное изображение Деметры

Когда Деметра потеряла свою дочь Персефону, она очень долго бродила по свету и остановилась в гостях у одного царя, его веселая служанка Ямба какой-то неприличный шуткой заставила Деметру впервые улыбнутся. Сама шутка до нас не дошла, но слово «ямба» вошло в историю и в деревней лирической поэзии веселые ругательные стихи стали называться «ямбами». Сейчас это слово имеет другое значение, связанное не с содержанием, а с формой — это такой стихотворный размер, в котором ударные слоги предшествуют безударным.
Деметре дали ячменную настойку, она выпила ее одним залпом и сын царя, поглядев у неё, воскликнул: «Ой, как же ты жадно пьешь!» Деметра так мрачно на него посмотрела, что от этого взгляда он превратился в ящерицу. Царь очень расстроился, а Деметра попыталась свою вину искупить и этой же ночью сделать грудного ребенка царя бессмертным и сделала с ним тоже самое что и Исида с сыном царя Библа, то есть натирала его амброзией, погружала в огонь, чтобы сжечь в нем все смертное, и так же вошла мать, закричала, увидев ребенка в огне, чары пропали и ребенок сгорел. Царь расстроился, он сказал: «Вот так ты поблагодарила за гостеприимство? Погубила двух моих детей!» На что Деметра ответила: «У тебя осталось еще трое и вот о них я позабочусь, дам им такую славу, что ты забудешь о потере двух детей».

Деметра

Самый знаменитый из сыновей Деметры это Триптолем, которому она дала колосья, научила впрягать быков в ярмо и он стал учителем землиделия, он путешествовал по свету и учил людей этому искусству. Триптолен считается древнегреческим культурным героем, который научил людей земледелию.

Триптолен, стоящий между Деметрой и Персефоной

На этой древней плите он стоит между Деметрой и Персефоной, то есть между матерью и дочерью. Такие культурные герои были в греческой мифологии, самый главный и самый знаменитый герой — Прометей, и в какой-то степени Афина, в какой-то степени Триптолен — ученик Деметры. Самое главное из заслуг Энки — это МЕ, таблички, на которых он написал законы жизни. Обладание МЕ позволяет подчинить себе весь мир, делает человека или бога необыкновенно могущественным. Опять же здесь можно провести параллель с древнеегипетским мифом о книге, написанной рукой Тота. Знаменитый египетский царевич Сатни-Хемуас, о котором очень много легенд и сказок, очень много времени посвятил поиску книги, написанной рукой Тота, замурованной в одной из гробниц другим царевичем, сыном фараона за много лет до его рождения. И когда он сумел все-таки эту книгу найти, то прочитав первое заклинание написанное в ней, он заворожил небо и землю, он увидел небо и богов на небе в их истинном образе, увидел в истинном образе звезды. То есть, вероятно, мы видим какую-то ложную картину мира, а он увидел мир и богов в их истинном образе, он смог поднять воду, увидеть рыб в подводных глубинах, то есть он приобрел огромное могущество и поэтому нельзя было позволить, чтобы книга у него слишком на долго задержалась и ему пришлось в эту книгу вернуть. Энки писал и писал МЕ, которые хранил в своем любимом городе Эреду, это город на юге Шумера, у моря. Энки поднял пресные воды и превратил Эреду в цветущий сад, он жил в этом городе, он учил людей этого города. Сейчас развалины Эреду лежат в безводной пустыне, километрах в двухстах от моря.

Хотя у шумеров был низинный пантеон, в каждом городе был бог, который считался покровителем именно этого города, так Энки был покровителем Эреду, а покровителями города Урук были Инанна и Уту, тоже оба не главные боги, но для жителей Урука это были самые близкие боги, которые, в первую очередь, должны были помогать этому городу, когда жители Урука шли в бой, они восклицали: «Инанна!», это был их боевой клич, они знали, что она поможет им и в мирной жизни, и в любви, и на войне. И Инанна решила позаботиться о своем городе, она решила привезти МЕ в Урук, чтобы сделать Урук особенно важным городом Шумера и дать этому городу неслыханное могущество. Для этого она отправилась Эреду, она одела самые лучшие, самые соблазнительные наряды и пришла во дворец Энки. Когда Энки узнал, что к нему идет одна из самых красивых из богинь, то у него голова закружилась от радости, он велел своим слугам:

«Впусти юную девушку в Абзу города Эреду, Впусти Инанну в Абзу города Эреду. Угости её ячменной лепёшкой с маслом, Налей ей холодной воды, освежающей сердце, Напои её пивом из кувшина, За священным столом, за Столом Небес

Встреть Инанну словами приветствия.»

Слуга выполнил все распоряжения господина, накрыл стол Энки и Инанна целый день пировали, Энки выпил пива и вина, больше чем Инанна, но опьянел он не столько от пива и вина, сколько от красоты самой прекрасной из богинь. И когда настал вечер, она сказала пьяному Энки, главное, ради чего она прибыла: «Подари мне МЕ!» «Ничего не жалко для прекрасной!»- воскликнул мудрый бог и улегся спать. Инанна проснулась намного раньше Энки, тут же взяла МЕ, загрузила их в свою лодку и поплыла по небесному Евфрату в сторону Урука. Когда Энки проспался от вина, то понял что же он наделал, теперь Урук будет слишком могущественным городом, а такого он допустить не мог. Энки вызвал своего слугу и послал его в погоню в сопровождении морских чудовищ, чтобы отнять у Инанны то, что ей не принадлежит. Но Инанна все предусмотрела, чудовища Энки встретили её чудовищ, которые готовы были вступить в бой, а сама Инанна, которую тоже сопровождал богатырь, служивший ей, воскликнула: «Разве я украла МЕ? Разве Энки сам не отдал их мне? Такова ли справедливость богов?» Ситуация была очень напряженной, готова была разразится страшная битва между богами, но в конце концов, подумав решили что все-таки Инанна права, что Энки сам отдал МЕ и отступил. Инанна благополучно привезла эти священные таблички в Урук, свой город. Так миф рассказывает о том, как самый мудрый из шумерских богов был побежден самой прекрасной из шумерских богинь. Но надо сказать, добрый и отходчивый Энки простил Инанне эту обиду и, когда все остальные боги не смогут ей помочь, именно Энки придет на помощь Инанне.