Вавилонский миф о происхождении мира. Мардук — главный бог Месопотамии. — Мифы мира

Название «шумеры» связано с тем, что вавилонские и ассирийские цари называли себя правителями Шумера и Аккада, причем Шумером называлась южная часть Месопотамии, где жили народы несемитского происхождения, а аккадцами называлась северная часть, причем там жили в основном семиты. Первые ученые, которые начали проводить раскопки, расшифровывать клинопись, посчитали, что вполне возможно, «шумеры» — название народа, который живет в этом краю, кстати, по территории он очень небольшой, примерно как современная Бельгия. Изначально это слово звучало как «Кенгир» (KI EN GI R), что означает землю, где был один общий почитаемый шумерами храм — храма Энлиля, так же есть еще и другой вариант прочтения этого имени «Кемгир» (KI EM GI R) — земля благородного языка. Вот как шумерский поэт говорил о свое стране:

«О Шумер, великая земля среди всех земель Вселенной, залитая немеркнущим светом, определяющая божественные законы для всех народов от восхода до заката!..»

Вокруг шумеров жили дикие племена, а у них были великолепные города с прямыми улицами с величественными зиккуратами, и все что в истории начинается, когда-то и заканчивается. Очень долго шумеры не могли создать некое единое государство в Месопотамии, возможно это было связано с особенностями двух бурных рек, долгое время шумеры не умели плавать против течения Тигра и Евфрата, поэтому, при захвате города, очень трудно было его удержать, подавить восстание, потому что, либо известие о восстании придет слишком поздно, либо помощь. По этой или по другой причине, но первая империя возникла в Шумере и Аккаде, примерно, в XXIV веке до нашей эры и создал ее очень интересный завоеватель Саргон Аккадский — под таким именем он вошел в более поздние хроники.

Статуя Саргона Аккадского

В прижизненных хрониках Саргоном его никогда не называли. Сам себя он называл — Шаррукин, что означает «царь истинен», но это имя также не являлось его личным, скорее всего такое прозвище было принято при взашествии на престол. У многих древних народов считалось, что настоящее имя человека, особенно царя, лучше меньше разглашать, чтобы злые духи не услышали его, не заколдовали, не погубили и не наслали болезни, поэтому настоящее имя скрывалось, а для широкой публики давалось официальное прозвище. Шаррукин, под этим именем и значился в Шумере и Аккаде, но тоже его истинное царство можно подвергнуть сомнениям, потому что все без исключения хроники и легенды подчеркивают его низкое происхождение. Его матерью была храмовая блудница, жрица Инанны, она должна была рожать от бога, во время священного брака: когда царь входит в ее опочивальню, она проводит ночь с царем и эта любовь должна была оплодотворить землю и принести стране плодородие, ребенок, зачатый в такую ночь, считался бы очень счастливым. Но Шаррукин был рожден от какого-то постороннего человека и за это его матери полагалось наказание. Чтобы скрыть свой позор, свой грех, жрица взяла корзинку, положил туда ребенка и бросила ее в Евфрат. Царский садовник подобрал этого ребенка и воспитал его, как своего сына.

Гюстав Доре, иллюстрация к библии

На данной иллюстрации изображено, как дочь фараона находит корзинку с Моисеем, а не с Саргоном Аккадским. Является ли сходство этих сюжетов случайным, или это пример бродячего сюжета, который есть у многих народов.
Все источники говорят, что он был низкого происхождения, был царским садовником в Кише, затем он был царским виночерпием, богиня Инанна за что-то полюбила его, а когда боги кого-то любят, то они могут очень высоко вознести своего любимца, и в конечном итоге он становится царём. Проводит военную реформу, вместо прежней шумерской дружины, которая состояла из небольшого количества тяжело-вооруженных воинов, носивших три-четыре вида оружия с собой, он создал рассыпную армию, в которой каждый воин был вооружен каким-то одним видом оружия. И с такой огромной армией, которую составляли 5-6 тыс. человек, что было неслыханным для того времени, он прошел от Северного до Южного моря и создал государство, невиданное прежде, подобное государство создадут только через 1,5 тысячи лет ассирийцы.

Карта Шумерского и Аккадского царства

Когда его воины подошли к Персидскому заливу, то всё войско вошло по пояс в теплые воды этого залива и омыло в них свое оружие. Та же процедура была проделана, когда воины дошли до северного Средиземного моря, там тоже воины Саргона омыли оружие. Как мы видим, омыть сапоги и оружие в Персидском заливе — это давняя мечта не только наших политиков. Помимо воинских талантов Саргона, Шумер и Аккад уже созрели для объединения системы, ирригация нуждалась в каком-то едином управлении, есть сведения, что жители многих городов сами открывали перед войском ворота, ну и конечно он был очень хорошим полководцем. Но это государство просуществовало не так долго.

Нарам-Суэн подавляет мятеж

На данной стелле мы видим, как внук Саргона — Нарам-Суэн подавляет мятеж, это его поход против пытавшихся отделится лулубеев, сам Нарам-Суэн стоит на вершине горы и пронзает дротиком горло побежденного царя. Нарам-Суэн тоже был хорошим полководцем, но он не завоевывал новые земли, а подавлял мятежи протестов, то есть империя Саргона распалась довольно быстро.
Следующая попытка объединить Шумер была в самом конце 3 тысячелетия до нашей эры — так называемая Великая третья династия Урра, когда снова Шумер и все Междуречье было под единый в царской властью и длилось это около ста лет, может чуть больше. При третьей династии, казалось, что Междуречье процветает и будет процветать вечно. Границы его были защищены очень длинными стенами, не такими длинными, как китайская стена, но тем не менее укрепления продолжались где-то за сотни километров. Но никакие стены не защитят от глупости, от изнеженности. Племена амореев, которые кочевали рядом и вызывали у жителей междуречья большое отвращение, все чаще и чаще стали проникать на территорию Месопотамии. Цари шумеров отзывались о своих противниках следующим образом:

«Амореи, которые не знают зерна… Амореи, которые не знают домов и городов, амореи – обитатели гор… Амореи, которые выкапывают съедобные коренья, которые не преклоняют свои колени, чтобы возделывать землю, которые едят сырое мясо…которые не хоронят своих соплеменников после смерти…»

Но многие империи, особенно в период мнимого благополучия, прибегали к помощи варваров, чтобы защитить свои границы. Во многих шумерских городах стояли аморейские гарнизоны. Их мятеж способствовал тому, что укрепления были открыты и в Шумер хлынули потоки дикарей. Постепенно они смешались с местным населением, ассимилировали его, а то, что не сделали амореи, довершили другие конкуренты, например, ближе к востоку от Шумера, было царство Элам, предшественник Персидского царства, именно эламские цари, воспользовавшись слабостью царей Ура, захватили Ур и разгромили его. Именно с падением Ура, связан, дошедший до нас, плач — «Плач о гибели Ура»:

«Когда они (эламиты) пришли, вокруг все истребляя, Уничтожая все, как яростный поток, За что, за что Шумер, тебе кара такая? Из храма изгнаны священные владыки, Разрушен город, алтари разбиты,

И всей страной владеют эламиты.»

На самом деле, он не погиб, он просуществует еще до конца Древнего мира, до нашей эры, постепенно слабея, учитывая, что постепенно от него начнут уходить воды Евфрата, Ур окажется в очень не благоприятном месте, исчезнут его коренные обитатели — шумеры, которые были очень быстро ассимилированы народами, которые хлынули туда. В самом начале второго тысячелетия, в 2016-2004 годах до нашей эры, когда пал Ур, в Междуречье не нашлось бы человека, который мог себя назвать шумером, амореем или каситом. Шумеры исчезли, как исчезали многие народы, имевшие очень древнюю культуру. История исчезновения шумеров должна стать уроком и нам, чтобы мы, русские, не повторили судьбу шумеров. Когда народа не стало, название страны осталось, еще 2000 лет цари называли себя царями Шумера и Аккада. В тех местах появились новые города, один из которых постепенно рос, увеличивался, становился все более важным, сами жители называли свой город «Врата Бога», что на местном наречии звучит как «Баб-Илу», мы знаем этот город под другим названием, потому что люди нашего времени изучают историю в изложении древних греков, а древние греки немного исказили это название и назвали этот город «Вавилон».

Хаммурапи

Когда Хаммурапи начинал свое правление, царство его простиралось на 100 километров в длину и 30 километров в ширину, было средненьким царством, может быть не самым слабым, но и далеко не самым сильным, кроме того, вавилонские жрецы обладали излишней властью и могуществом. Когда вавилонский жрец, в начале правления Хаммурапи, подписывал какое-то письмо, он писал, что является определенным жрецом — рабом определенного бога, которому он служил, например, раб Мардука или раб Шамаша. Хаммурапи удалось сломить и внешних и внутренних противников, к концу его правления, жрец подписывал свое имя, как раб царя Хаммурапи. Хаммурапи также знаменит своими законами, о которых вы знаете из школьного учебника.

Изображение на столбе с законами Хаммурапи

На вершине столба с законами, Хаммурапи стоит перед богом солнца, вавилонским богом солнца — Шамашем, а Шамаш вручает ему знаки царской власти — веревку и палку-измеритель, при помощи которой можно вести строительные работы.

Шумерский царь получает веревку и палку

На этом изображении шумерский царь получает веревку и палку от бога луны Сина. Это изображение возникло лет за 600-500 до рождения Хаммурапи, то есть это традиция Месопотамии: царь, в первую очередь — созидатель, строитель, который должен следить за процветанием жителей, которые ему доверены богами.

Карта Шумерского и Аккадского царства

Владения Хаммурапи не такие большие как у Саргона. Он подчинил себе только все Междуречье, к Северному морю он не дошел. Хаммурапи подчинил своей власти очень многие древние города Междуречья: Ур, Урук, Ниппур, который для многих жителей этой страны считался культурным религиозным центром, Эреду. Любое завоевание силой оружия должно быть подкреплено духовными завоеваниями, в частности жители Шумера и Аккада должны были уверовать и подчиниться вавилонским богам, религия должна была сплотить жителей этой страны и помочь им объединиться в большое единое государство и поэтому понадобился миф, миф о том, как малоизвестный вавилонский бог Мардук был вознесён на вершину шумерского пантеона. Этот миф явно искусственный, но эта легенда, придуманная, видимо, по заказу Хаммурапи вавилонскими жрецами, оказалась очень и очень удачной. Жители Шумера и Аккада уверовали в Мардука и с большой охотой и желанием приносили ему жертвы, поклонялись ему, как своему верховному богу. И когда на эту землю пришли ассирийцы, они тоже должны были иметь ввиду, что Мардук — это один из самых почитаемых богов, что Вавилон — родина Мардука, здесь находится его главные храмы, это особенный город, вавилонские жрецы его значение особенно подчеркивали. В Деревней Греции такой «пуп земли» располагался в Дельфах, там был даже такой камень — Омфалос (греч. — пупок), а в Шумере и Аккаде он был в Вавилоне.

Изображение Мардука

Миф о Мардуке — это вавилонский вариант мифа о сотворении мира. Как и у многих древних народов, согласно вавилонскому мифу, мир возник из некого мирового океана, повелителем которого был Апсу. У Апсу была жена — огромное чудовище, прародительница богов — Тиамат, это древние боги, олицетворение первозданного хаоса. Они породили Аншара и Кишара, от них были Лахму и Лахаму, от них появились старшие боги — Игиги, первым из них был Ану — бог неба, Энлиль (Элиль), Эа (так в Вавилоне называли Энки). По-одному из вариантов мифа, Эа — это сын Энлиля, по-другому он произошел от этих первозданных существ. Молодые боги начали пытаться обустроить этот молодой мир, который в основном был заполнен водами океана. Они были веселыми и шумными, доставляли старшим богам очень много хлопот, беспокойства и раздражали их. Апсу попросил у своей жены разрешения уничтожить этих богов и смешать снова глину с водой и выбросить всё в хаос, но Тиамат было жалко своих внуков и она запретила Апсу это делать. Но Апсу не отказался от своей затеи. Мудрый Эа разгадал замыслы Апсу, он погрузил Апсу в сон и убил его. Над телом Апсу он построил свой дворец, там он женился на красавице Дамкини и она родила ему первородного сына — Мардука. В честь рождения сына, он устроил пир, на котором пировали и веселились боги, а между тем Тиамат узнала, что боги убили ее любимого мужа, она пришла в страшный гнев, ведь она запретила Абсу убивать врагов, а те убили ее мужчину. И она решила истребить всех богов, разрушить их мир. Тиамат создала 11 чудовищ — огромных драконов, людей-скорпионов извергающих огонь и поставила во главе этого войска чудовищ самое страшное и самое любимое свое чудовище, по имени Кингу. Войско чудовищ во главе с Кингу и сама Тиамат пошли в поход, чтобы уничтожить богов и их мир, в это время боги снова пировали, не зная об опасности, которая им угрожает. Когда вестник перенес страшную новость о том, что Кингу и Тиамат во главе войска чудовищ идут на них войной, что скоро они все погибнут, боги были в ужасе, они пороняли свои кубки с вином, молчали и не знали что делать, как победить Тиамат. Самый младший из богов — Мардук, вышел вперед и сказал, что готов сразиться с Тиамат, но с условием, что его признают главным богом и повелителем вселенной. Боги смутились: «Как же так? Ты слишком молод, чтобы управлять вселенной!» Тогда Мардук вполне резонно им ответил: «Ну раз я слишком молод, тогда сами и сражайтесь». Боги подумали и решили, что не надо отказываться от помощи и предложили ему доказать свое могущество: — Можешь ли ты усилием мысли свести с неба на землю звезду?» Мардук поглядел на небо и одна из звезд вдруг опустилась к богам. — Погаси её! Мардук поглядел на эту звезду и она исчезла. — А теперь заставь её снова гореть и верни на место! Мардук всё это сделал и тогда боги поняли, что он и впрямь самый могущественный из них, поклонились ему и призвали его начать борьбу с Тиамат.

Когда он вышел на встречу войску, чудовища очень скоро были разгромлены, по-одному из вариантов мифа, они просто разбежались, не вступая в бой. А Тиамат не отступила и сражалась.

Тиамат и Мардук

Мардук набросил на Тиамат огромную сеть, а когда она попыталась раскрыть свою пасть, он пустил в неё семь ветров, которые разорвали ее изнутри и Тиамат погибла.
По-разному пытались художники и различных эпох изобразить эту великую победу Мардука над Тиамат.

Сражение Мардука и Тиамат

Мардук поражает Тиамат

После того как Тиамат была повержена, Мардук разрубил ее тело, сделал из одной части тела землю, а из другой части — небесный свод, кровь её стала морями, он поместил на небесном своде звезды, в том числе подвижные звезды, то есть планеты, и стал обустраивать этот мир. Потом ему пришла в голову еще одна великая мысль: «А не населить ли этот мир смертными существами, чтобы те служили богам, поклонялись им, приносили им жертвы?» Он взял глину, но вскоре понял, что просто так он не сможет сделать живых существ, нужна жертва. Он обратился к богам: «Чем мне пожертвовать? Чьей кровью я должен окропить глину, чтобы сотворить смертных обитателей этого мира.» Боги посовещались и объявили: «Кингу!» Бедного, трясущегося Кингу привели к Мардуку, он убил его, перерезав ему горло, окропил его кровью глину и так появились люди, сотворенные опять же из глины — главного строительного материала в Междуречье, и из крови первозданного чудовища.

Мардук с мотыгой и посохом. Изображение на древней монете

Мардук

То есть мы видим, что в вавилонской версии сотворения мира, мир возник из тела древнего чудовища. Это тоже достаточно распространенный у древних народов сюжет. Например у индусов была легенда о первом великане Пуруше, из тела которого была создана вселенная. У викингов есть тоже миф о первом великане Имире, который возник изо льда, когда в глыбу льда проникли искорки из мира огня и оживили ее. Так возник первый бесполый великан Имир, из подмышек его появились первые великаны, которые дали род племени великанов, в частности потомками одного из ледяных великанов были первые три бога — три Аса, как их называли скандинавы: Один, Вили и Ве. Этот жестокий ледяной мир Имира им очень не нравился, они убили самого древнего великана, его кровь хлынула в мир и все великаны утонули, кроме двух, которые сумели построить лодку (вариант мифа о потопе и о ковчеге) и уплыть куда-то на север, где дали потомство и основали род великанов. Боги же сотворили мира из тела Имира, из его черепа они сделали небесный свод, плоть стала землей, кровь — морями.

Первый великан Имир

Китайский первый человек Пань-Гу

Китайский первый человек Пань-Гу рос в древнем яйце 18 тысяч лет, пока не открыл глаза, не прорубил это яйцо, неизвестно откуда взявшимся топором, и вышел на свет. Земля и небо были соединены. Пань-Гу рос еще 18 тысяч лет, отодвигая каждый день землю и небо на расстояние четырех метров. В конечном итоге, по-мнению китайцев, земля от неба стоит примерно на 90 тысяч ли, то есть примерно на 45 тысяч километров . Когда Пань-Гу это надоело и он решил отдохнуть, то выяснилось, что он не может жить и не расти, что его жизнь — это его рост. Перестав расти, он тут же умер, упал на молодую землю его четыре конечности стали четырьмя сторонами света, его кровь стала морями, его четыре органа стали главными горами, его череп стал небесным сводом, его правый глаз засверкал луной, а левый засиял солнцем, его мозги стали облаками, его предсмертный пот стал росой, его сухожилия стали дорогами, его костный мозг стал нефритом и драгоценными камнями, а кости рудой, волосы на его теле стали растениями, присмертный вдох-выдох стал ветром, а вши, насекомые, которые обитали на нем, превратились в людей. То есть мы видим здесь тоже схожий сюжет с вавилонским мифом о сотворении мира.

Вавилонские висячие сады

У большинства людей, которые помнят о Вавилоне из школьной программы, он в первую очередь отождествляется с висячими садами и вавилонской башней.

Висячие сады

Картина древнего Вавилона

Ворота Иштар

За воротами Иштар начиналась дорога процессии, по которой шествовали древние колонны жрецов, во время праздников.

Ворота Иштар в настоящее время

Стены Вавилона

Вавилонская башня в представлении современников

Вавилонская башня

Строительство вавилонской башни иудеями

Вот это то, с чем обычно ассоциируется Вавилон. Эти изображения Вавилона к Вавилону под управлением царя Хаммурапи не имеют почти никакого отношения. Вавилон царя Хаммурапи будет разрушен до основания, сметен полностью с лица земли, на его месте будет простираться озеро.

Столб Хаммурапи

И знаменитый столб с законами Хаммурапи дошел до нашего времени, по счастливой для историков и несчастной для Вавилона случайности, после одного из заболеваний этот столб увезли в город Сузы, там он и сохранился, и дошел до нашего времени. Есть еще одно заблуждение, что Хаммурапи первым придумал законы в Древнем мире. Шумерские цари часто придумывали законы и до Хаммурапи, многие такие глиняные таблички дошли до нас. Другое дело, что законы Хаммурапи в Древнем мире пользовались особым почтением, особым уважением, это был очень интересный юридический документ своего времени. Поэтому, видимо, его законы увезли в Сузы. В верху этого столба был рисунок царя и бога, а дальше над законами такая преамбула, который нас может заинтересовать в силу ссылок на богов:

«Когда великий Ану, царь ануннаков, Энлиль, владыка небес и земли, определяющий судьбы земли, вручили Мардуку, перво[родно]му сыну Эа, господство над всеми людьми и возвеличили его среди игигов, [когда] они назвали Вавилон его великим именем, сделали его могущественным среди стран вселенной и основали [в] нем вечное царство, основы которого прочны подобно небесам и земле, тогда Ану и Энлиль призвали меня, Хаммураби, славного, богобоязненного князя, для водворения в стране справедливости и истребления безза­конных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого, так чтобы я, подобно Шамашу, восходил над черноголовыми и освещал страну, для благосостояния народа. Я, Хаммураби — пастырь, избранный Энлилем, изливший богатство и изобилие, снабдивший всем Ниппур, связь небес и земли, славный покровитель Э-Кур, могучий царь, восста­новивший Эриду, очистивший Э-Апсу, покоритель четырех стран вселенной, возвеличивший имя Вавилона, возрадовавший сердце Мардука, своего владыки, [все] свои дни ходивший [на покло­нение] в Э-Саггиль, царственный отпрыск, созданный Сином, обогативший Ур, смиренный богомолец, снабжающий изоби­лием Кишширгал.

Мудрый царь, послушный слуга Шамаша, сильный, укрепив­ший основание Сиппара, одевший зеленью могилы Айи, возвели­чивший Баббар подобно небесному жилищу, воитель, помило­вавший Ларсу, возобновивший Баббар для Шамаша, своего по­мощника, владыка, давший жизнь Эреху, в изобилии снабдив­ший водой его жителей, возвысивший Э-Анна, изливший богатство на Ану и Иннанну, защитник страны, собравший воедино рассеянных жителей Исина, изливший богатство на Э-Галмах…»

Шамаш, восседающий на троне

Вавилон при Хаммурапи правил всем Междуречьем, потом за величием началась эпоха упадка. Вавилон завоевывали хетты, касситы и многие другие народы приходили туда. Эпоха великого вавилонского царства была относительно недолгой. В Междуречье пришли новые грозные завоеватели ассирийцы, которые были безжалостны к различным культурам, городам, они смешивали народы, истребляли народы без всякой жалости. И только к Вавилону они испытывали определенные суеверное почтение, это была своеобразная любовь и ненависть это был город, который постоянно устраивал против Ассирии мятежи, угрожал ее стабильности, в конечном итоге погубила Ассирию, но он был постоянно нужен ассирийским царям. Они несмотря на все эти мятежи постоянного его отстраивали, они даже короновались дважды, как цари Ассирии и цари Вавилона. То есть Вавилон, даже завоеванным, продолжал влиять на духовную и политическую жизнь древней Месопотамии, это был великий город древности.